Тайцзицюань и физкультура

 

Закалка является концепцией западного спорта, а совершенствование-плавка – восточным представлением о плавке и вскармливании. Они представляют собой два разных подхода и две разных концепции оздоровления. Закалка обращает внимание только лишь на материальное тело, но совершенствование же одновременно выплавляет тело и сердце.

Одно отбрасывает корень и хватается за кончик, другое – корень и кончик возвращает к единому; первое однобоко придерживается одного, второе – полное и исчерпывающее; одно уделяет внимание только телесной форме, другое – вместе подготавливает форму и дух; одно ограничено и лимитировано, другое – безгранично и неисчерпаемо; одно гонится за максимумом, другое следует своему естеству; одно стремится к «быстрее, выше, сильнее», а другое – к «искусней, чудесней, духовнее». И так далее…

Поэтому Тайцзицюань строго придерживается совершенствования-плавки. Способность человека обрести здоровье и процветание заключается в укреплении тела и сердца, но ключевое звено находится в сердце. Мин без Син не сберечь, Син без Мин не сохранить. Син и Мин возвращаются к одному и ИньЯн сливаются с Истиной. «Жизнь в движении», но «сердечная Природа в чистом покое (цин цзин)». Сердце ценит покой и потому имеется совершенствование, тело ценит движение и поэтому имеется плавка. Отсюда в Тайцзицюань внутри движения содержится покой и внутри покоя имеется движение. И хотя движешься, но словно покоишься. Тем самым в плавке есть совершенствование и в совершенствовании содержится плавка. Сердце совершенствуется и тело выплавляется, одновременно происходит забота о движении и покое. Кулачное умение находится в теле, но внутренняя работа в сердце. Они вдвоем друг с другом сливаются, и движение с покоем приходят к одному – все это гунфу сердечного намерения (синьи).  Внутренняя работа является корнем кулачного искусства, а сердце – корнем тела. И в кулаке и в работе ценно совершенствование сердца – это значит ухватиться за самое главное и отнюдь не как в закалке, где отбрасывается корень и гонятся за кончиком. Поэтому говорят, что совершенствование-плавку нельзя приравнивать к закалке. Изменение Тайцзицюань со «Школы» на «стиль» стало мощной деградацией и превращением традиционного Тайцзи в физкультуру.

 

Автор: Ду Цзыю, 5-е поколение Липай Тайцзи

Перевод с китайского: Константинов В.А.