Ван Ланьтин о внешней и внутренней семье

Предками истинной передачи военной подготовки Поднебесной считаются две больших семьи – внешняя и внутренняя, остальные же шарлатанские (мирские) школы (цзянху пай) не заслуживают обсуждений. Шаолинь считает первым Патриархом Дамо, в его методах главным  было стремление к занятиям над истинным, поэтому называлась «Школой работы над истинной» (Учжэнь пай). Начинали с внешних связей, первым делом практикуя «канон изменения мышц и сухожилий» (ицзинь цзин), разминая кожицы (плевы). После этого, шли внутрь и применяли гунфу промывания костного мозга (сисуй) и очищения сердца. Их методы положений снаружи были жесткими, а внутри мягкими, потому имели название «внешняя семья».

Наш Удан считает основоположником Саньфэна, методы которого прозрение (у) принципа и совершенствование (сю) тела считали основной сутью, поэтому называлась «Школой прозрения и совершенствования» (Усю пай). Начинали работу (сяшоу) от внутреннего совершенствования, вначале практикуя очищение пяти органов и чудесное искусство Уцзи движения и покоя, приводя к чистоте и покою сердечные мысли. Затем, снаружи тренировали тело и упражнялись в гунфу, вовне делая мускулы подобно яшме и смягчая кости, заполняя ци покров кожи, а внутри очищая цзин и костный мозг, сбрасывая мирское и меняя всё тело. Их методы позиций внутри были жёсткие, а снаружи мягкие, потому имели название «внутренняя семья». Одни от внешнего шли ко внутреннему, другие от внутреннего шли ко внешнему. И хотя методы различались, но успешное завершение было единым. Внешняя и внутренняя тренировка – не что иное, как соединение в одно внутреннего и внешнего, — идея Великого Дао. Поэтому говоря о Школах, хотя и разделяют их на две, но их принцип – один, в конечном счете, не выходящий за тайный смысл пяти иероглифов Конфуцианства и Даосизма – установление (дин), неподвижность (цзин), умиротворение (ань), обдумывание (люй) и обретение (дэ).

1885 год. Ван Юнтай (Ланьтин)