Суждения о необходимости в изучении Тайцзицюань собирать дух и запасать ци

Чжан Саньфэн

В самом истоке прежде Тайцзи была единая ци первозданного хаоса Уцзи, мутная и неделимая, потому Уцзи является матерью Тайцзи – прежденебесным механизмом десяти тысяч вещей.

Как две ци разделились и Небо с землей стали различаться – тогда, начало образовываться Тайцзи. Две ци – это Инь и Ян, Инь покоен, Ян подвижен; Инь – остановка, Ян – рождение. Небо и земля разделяются на чистое и мутное; чистое лежит на поверхности, а мутное погружается в глубину; чистое – высокое, а мутное – низкое. Инь и Ян друг с другом пересекаются, а чистое и мутное сочетаются, животворные силы появляются из Небытия – тогда, рождается на свет все сущее. Человеческая жизнь, по сути, имеет прежденебесный механизм Уцзи. К тому моменту, когда входит в посленебесное – образовывается Тайцзи. Поэтому, среди десяти тысяч вещей нет никого, кто бы ни обладал Уцзи и Тайцзи.

Действия человека имеют движение и непременно покой. Предел покоя неизбежно приводит к движению, а движение и покой следуют друг за другом, Инь и Ян разделяются – это неделимое Тайцзи. Жизненность человека всецело полагается на дух и ци. Ци чистое и поднимается вверх – не иначе, как восходит к Небу. Дух сосредотачивается внутри – не что иное, как опускается к земле. Дух и ци друг с другом пересекаются  – также, будто единое Тайцзи. Поэтому, передавая мои методы Тайцзицюань, необходимо прежде понять чудесный принцип Тайцзи. Если не понимаешь его – то ты не мой последователь!

Покой в Тайцзицюань подобен движению, а движения словно покой. Движение и покой непрерывно обращаются и неразрывно связаны – тогда, две ци пересекаются и формируется образ Тайцзи. Внутри собираешь свой дух и снаружи запасаешь свою ци. Кулак не достигает, но намерение (И) прежде доходит; кулак еще не пришел, но намерение уже дошло. Намерение – это посыльный духа. Раз уж дух и ци соединились – Тайцзи установилось. И коли его образ сформировался и положение определилось – животворные превращения развиваются в числа 7 и 2.

Главных положений Тайцзицюань имеется 13 – подпирание (пэн), протягивание (люй), выдавливание (цзи), нажимание (ань), срывание (цай), разламывание (ле), действие локтем (чжоу), опирание (као), продвижение вперед, отступление назад, обернуться вправо и посмотреть влево, установиться в центре. Это согласуется с учением багуа и усин. Пустотная одухотворенность (сюй лин), прятать и выдвигать (хань бо), освободить поясницу (сун яо), установление пустого и полного (сюй ши), погружение и опускание (чэн чжуй), использование намерения и не применения силы (юн и бу юн ли), взаимосвязь верха и низа (шан ся сянсуй), соединение внутреннего и внешнего (нэй вай сян хэ), связывание без разрывов (сян лянь бу дуань), в движении искать покой (дун чжун цю цзин) – есть 10 требований Тайцзицюань и наивысший метод для изучающего.

Изучение Тайцзицюань является фундаментом становления на Дао. Входишь на Дао с помощью вскармливания сердца и утверждения истинной природы (Син), а запасание ци и собирания духа являются главнейшим. Поэтому, изучать этот кулак следует таким образом. Если сердце не может умиротвориться, тогда истинная природа сразу же приходит в беспорядок. Если ци снаружи не запасается, тогда дух непременно придет в хаос. Сердце и истинная природа не связаны друг с другом, а дух с ци не пересекаются – в таком случае, четыре конечности и сотни каналов всего тела  мертвы. И хотя занимаешься позициями, но метод безрезультатен. В стремлении же умиротворить сердце и установить истинную природу Син, собрать дух и запасти ци, незаменимым является сидение (дацзо), но методы работы в движении нельзя отбрасывать.

Изучающему следует внутри движения и покоя выискивать пользу Тайцзи, а в багуа и усин разыскивать принцип рождения и подавления. Затем, смешать числа 7 и 2, полностью образуя Уцзи. Сердце, Син, дух и ци будут действовать неразлучно – тогда, сердце успокоится и истинная природа утвердится, дух соберется и ци накопится. Во всем теле образуется Тайцзи и Инь с Ян переплетутся, движение и покой соединятся, сотни каналов и четыре конечности станут свободно проходимыми, не имея слипания и застоев. Тогда, можешь передавать мои методы.

 

 

Перевод с китайского: Константинов В.А.