О Липай Тайцзи

 

Отличительные особенности Липай Тайцзи

 

Движение и покой. Помимо общеизвестных правил Тайцзицюань: «в движении стремись к покою» и «движение подобно покою», которые говорят о соединении движения и покоя в одно в процессе тренировки, Липай Тайцзицюань имеет в основе две больших части: подвижную и неподвижную. Подвижная форма тренировки – это кулачное искусство Тайцзи или Тайцзицюань, называемое «внешним эликсиром» (вай дань), так как идет работа над внешней формой и движениями тела. Неподвижная форма тренировки включает в свой состав три формы работы: стоя, сидя и лёжа. Неподвижная форма тренировки называется «наработкой» (гун) и является работой Тайцзи или Тайцзигун — «внутренним эликсиром» (нэй дань), так как основное внимание уделяется плавке «трех драгоценностей» человеческого тела – цзин, ци и духа-шэнь. Стоячая форма работы – это тренировка свайной работы (чжуангун), например «13 свай Тайцзи» (Тайцзи шисань чжуангун), которые делятся на военные (у) и культурные (вэнь) методы сваи. Кроме этого также есть особенная работа пяти положений, называемая «У чуй гун», которая содержит даосский нэйдань. Сидячая форма неподвижной работы – это методы неподвижного сидения (цзин цзо), включающие основные этапы традиционного нэйдань: «сто дней заложения основы» (чжуцзи гун), «работа малых и больших круговых Небес» (чжоутянь гун) и др. Особенным искусством является уникальный метод «удить жабу» (дяочань гун), созданный по преданию Учителем Цзинь Чань-цзы. Этот метод  работает с ци изначального Ян и до сих пор передается только способом «устной передачи». Внутренняя работа (гун) является корнем, кулачное искусство (цюань)  — кончиком или проявлением. Поэтому говорят: «кулачное умение и внутренняя работа слиты в одно» (цюань гун хэ и), «эликсирное и военное искусства смешаны в единое» (дань у хунь и), «Син и Мин парно совершенствуются» (син мин шуан сю).

Три диска (саньпань). Другой особенностью Липай Тайцзицюань, которой нет в других Школах, является система «трех дисков» (саньпань), являющаяся фундаментальной теорией для последовательной тренировки Тайцзицюань. Три диска – это «три первоосновы или способности» (саньцай). Это Небо (тянь), Земля (ди) и человек (жэнь), обладающие своими исключительными врожденными качествами. Теория даосской семьи гласит: «Одно рождает два, два рождает три, три рождает все сущее». Одно – это Небо, два – это Небо и Земля, три – это триада Небо, Земля и человек. Небо рождает Землю, а Земля с Небом порождает человека – это «попутное рождение». Практика Тайцзицюань же, является «обратным совершенствованием», поэтому начинает с «человека». Основываясь на этой теории, Липай Тайцзицюань имеет систему трёх больших кулачных методов, которые практикуются согласно принципу «обратного совершенствования»: кулак человеческого диска (жэньпаньцюань), кулак земного диска (дипаньцюань)и  небесного диска (тяньпаньцюань). В свою очередь, каждый из них (комплексов-таолу) ещё имеет вспомогательные методы, так называемые «вспомогательные кулаки», помогающие нарабатывать требуемые качества.

Согласно теории даосской семьи, небесная ци легкая и чистая, поднимается вверх и формирует Небо-Ян. Качество Ян – это твердость. Однако внутри Ян содержится Инь, называемый «истинным Инь». Инь – это предельная мягкость и пустотность, поэтому «небесный кулак» мягкий и медленный — воплощает собой пустоту Неба. Земная ци мутная и тяжелая, опускается вниз и образует Землю-Инь. Качество Инь – мягкость. Но внутри Инь содержится Ян, называемый «истинным Ян». Ян – это жесткость и полнота, поэтому «земной кулак» предельно жесткий и быстрый, воплощает собой плотность и мощь Земли. Человек является соединением Неба и Земли, поэтому внутри себя обладает «истинными» Инь и Ян, мягкостью и жесткостью, пустотой и полнотой.«Человеческий кулак», следуя этой идее, раскрывает Инь и Ян человека.

Всё вышеперечисленное является кратким описанием специфических особенностей Липай Тайцзицюань. В рамках статьи невозможно перечислить все особенности и богатое содержание. Всё это раскрывается постепенно в процессе практики под руководством Учителя.

 

Более подробно о Липай Тайцзицюань читайте в блоге «Очерки о Вэнь-У»